Оптимизация налогообложения

Относительно заключения трудовых договоров с наемными работниками.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Кодекса законов о труде Украины (дальше — КЗоТ Украины) трудовым договором является соглашение между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Налогообложение:

  1. Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса Украины (далее — НК Украины) при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

В соответствии с пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 НК Украины налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в статье 167 настоящего Кодекса.

Как указано в п. 167.1 ст. 167 НК Украины ставка налога составляет 18 процентов базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в том числе, но не исключительно в форме: заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

То есть ставка налога на доходы наемных работников по трудовому договору составляет 18% от размера заработной платы, уменьшенной на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственного пенсионного фонда, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

2. Военный сбор

Согласно пп. 1.4. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 настоящего Кодекса, по ставке, определенной подпунктом 1.3. этого пункта.

В соответствии с пп. 1.3. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины ставка сбора составляет 1,5 процента от объекта налогообложения, определенного подпунктом 1.2. этого пункта.

Согласно пп. 1.2. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины объектом обложения сбором являются доходы, определенные статьей 163 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 163 НК Украины объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Таким образом, ставка военного сбора по трудовому договору составляет 1,5% от общего размера заработной платы, уменьшенного на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

3. Единый социальный взнос

Согласно абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон) единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пунктах 1 (кроме абзаца седьмого), части первой статьи 4 настоящего Закона, — на сумму начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

Согласно абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона плательщиками единого взноса являются предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности в соответствии с ведомостями из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющие отдельный баланс и которые самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона единый взнос для плательщиков, указанных в статье 4 настоящего Закона, устанавливается в размере 22 процентов к определенной в статьей 7 настоящего Закона базы начисления единого взноса.

Итак, ставка единого социального взноса по трудовому договору составляет 22% от заработной платы.

4. Расчеты

При начислении заработной платы в размере 3 975 грн. единый социальный взнос составляет 3 975 * 22% = 875 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 3 975 * 18% * 1,5% = 775 грн. Размер выплаченной заработной платы составляет 3 975 — 775 = 3 200 грн. Налоговая нагрузка составляет 1 650 грн.

Таким образом, при заключении трудового договора с физическим лицом работодатель (налоговый агент) с начисленной заработной платы должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также платить 22% единого социального взноса на начисленную заработную плату.

О заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 626 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины) договором признается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Налогообложение:

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 164.6 ст. 164 НК Украины при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

В соответствии с пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 НК Украины налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в статье 167 настоящего Кодекса.

Как указано в п. 167.1 ст. 167 НК Украины ставка налога составляет 18 процентов базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в том числе, но не исключительно в форме: заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

То есть ставка налога на доходы физических лиц по гражданско-правовому договору составляет 18% от размера вознаграждения, уменьшенного на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

2. Военный сбор

Согласно пп. 1.4. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 настоящего Кодекса, по ставке, определенной подпунктом 1.3. этого пункта.

В соответствии с пп. 1.3. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины ставка сбора составляет 1,5 процента от объекта налогообложения, определенного подпунктом 1.2. этого пункта.

Согласно пп. 1.2. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины объектом обложения сбором являются доходы, определенные статьей 163 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 163 НК Украины объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Согласно п. 164.6 ст. 164 НК при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Поэтому ставка военного сбора по гражданско-правовому договору составляет 1,5% от размера вознаграждения, уменьшенного на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

3. Единый социальный взнос

Согласно абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пунктах 1 (кроме абзаца седьмого), части первой статьи 4 настоящего Закона, — на сумму начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

Согласно абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона плательщиками единого взноса являются предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности в соответствии с ведомостями из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющие отдельный баланс и которые самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона единый взнос для плательщиков, указанных в статье 4 настоящего Закона, устанавливается в размере 22 процентов к определенной в статьей 7 настоящего Закона базы начисления единого взноса.

Итак, ставка единого социального взноса по гражданско-правовому договору составляет 22% от вознаграждения.

4. Расчеты

При начислении вознаграждения в размере 3 975 грн. единый социальный взнос составляет 3 975 * 22% = 875 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 3 975 * 18% * 1,5% = 775 грн. Размер выплаченного вознаграждения составляет 3 975 — 775 = 3 200 грн. Налоговая нагрузка составляет 1 650 грн.

Таким образом, при заключении гражданско-правового договора с физическим лицом заказчик (налоговый агент) с начисленного вознаграждения должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также оплатить 22% единого социального взноса на начисленное вознаграждение.

То есть налоговые обязательства по гражданско-правовому договору являются тождественными налоговым обязательствам по трудовому договору.

5. Однако, правоотношения, связанные с гражданско-правовым договором, регулируются Гражданским кодексом Украины, а правоотношения, связанные с трудовым договором, регулируются Кодексом законов о труде Украины.

Заказчик, заключив гражданско-правовой договор, прежде всего, освобождает себя от:

— оплаты временной нетрудоспособности работника;

— предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска;

— создания надлежащих условий труда;

— выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц в размере не менее установленного государством минимума.

Итак, заключение гражданско-правового договора имеет преимущества для работодателя. Для исполнителя преимуществом является то, что он имеет право самостоятельно выбирать график выполнения работы или оказания услуг. Однако на исполнителя не распространяются установленные трудовым законодательством гарантии, льготы, компенсации и тому подобное.

Следовательно, налоговые обязательства по гражданско-правовому договору являются тождественными налоговым обязательствам по трудовому договору. Однако, заказчик за выполнение определенной работы или оказание услуги платит вознаграждение, размер которого может быть ниже, чем установленный размер минимальной заработной платы. Также заказчик освобождается от оплаты временной нетрудоспособности работника; предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; создания надлежащих условий труда; выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц.

О заключении хозяйственно-правового договора с физическим лицом-предпринимателем.

Хозяйственно-правовой договор — соглашение двух или более сторон (субъектов) относительно наступления, изменения и прекращения хозяйственных прав и обязанностей.

1. Единый налог

Физическое лицо-предприниматель (далее — ФЛП) является субъектом хозяйствования и может находиться на упрощенной системе налогообложения.

Согласно п. 293.3 ст. 293 НК для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, ставка единого налога устанавливается в размере, определенном подпунктом 2 пункта 293.3 этой статьи.

Согласно пп. 2 п. 293.3 ст. 293 НК Украины процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере 5 процентов от дохода.

В соответствии с пп. 1 п. 292.1 ст. 292 НК Украины доходом плательщика единого налога является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 этой статьи. При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности.

Поэтому ФЛП, с которым Ваше предприятие заключит договор оказания услуг, и который относится к третьей группе, будет платить единый налог по ставке 5% от вознаграждения.

2. Единый социальный взнос

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона плательщиками единого взноса являются физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пункте 4 части первой статьи 4 настоящего Закона, избравших упрощенную систему налогообложения, — на суммы, которые определяются такими плательщиками самостоятельно для себя, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

3. Расчеты

При начислении ФЛП вознаграждения в размере 3 975 грн единый налог составляет 3 975 * 5% = 199 грн, единый социальный взнос составляет 3 200 * 22% = 704 грн. налоговая нагрузка составляет 903 грн.

То есть, при заключении хозяйственно-правового договора с ФЛП выплачивается только один налог — единый налог — вместо двух: налога на доходы физических лиц и военного сбора. При этом уменьшается налоговая нагрузка в качественных показателях: оплачивается только 5% от вознаграждения, а не 19,5% от заработной платы.

4. Однако, правоотношения, связанные с хозяйственно-правовым договором, регулируются Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, а правоотношения, связанные с трудовым договором, регулируются Кодексом законов о труде Украины.

Заказчик, заключив хозяйственно-правовой договор с ФЛП, прежде всего, освобождает себя от:

— оплаты временной нетрудоспособности работника;

— предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска;

— создания надлежащих условий труда;

— выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц в размере не менее установленного государством минимума.

Итак, заключение хозяйственно-правового договора имеет преимущества для работодателя. Для исполнителя преимуществом является то, что он имеет право самостоятельно выбирать график выполнения работы или оказания услуг. Однако на исполнителя не распространяются установленные трудовым законодательством гарантии, льготы, компенсации и тому подобное.

Итак, налоговое давление при заключении хозяйственно-правового договора значительно меньше по сравнению с заключением трудового договора. Оплачивается только один налог — единый налог — вместо двух: налога на доходы физических лиц и военного сбора. При этом уменьшается налоговая нагрузка в качественных показателях: оплачивается только 5% от вознаграждения, а не 19,5% от заработной платы.

 Заказчик за выполнение определенной работы или оказание услуги платит вознаграждение, размер которого может быть ниже, чем установленный размер минимальной заработной платы. Также заказчик освобождается от оплаты временной нетрудоспособности работника; предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; создания надлежащих условий труда; выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц.

О заключении трудового договора на неполный рабочий день.

В соответствии со ст. 56 КЗоТ Украины по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Налогообложение:

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 164.6 ст. 164 НК Украины при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

В соответствии с пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 НК Украины налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в статье 167 настоящего Кодекса.

Как указано в п. 167.1 ст. 167 НК Украины ставка налога составляет 18 процентов базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в том числе, но не исключительно в форме: заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

То есть ставка налога на доходы наемных работников по трудовому договору при неполном рабочем времени также составляет 18% от заработной платы, пропорционально отработанному времени или выработке, уменьшенной на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

2. Военный сбор

Согласно пп. 1.4. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 настоящего Кодекса, по ставке, определенной подпунктом 1.3. этого пункта.

В соответствии с пп. 1.3. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины ставка сбора составляет 1,5 процента от объекта налогообложения, определенного подпунктом 1.2. этого пункта.

Согласно пп. 1.2. п. 161-1 подраздела 10 НК Украины объектом обложения сбором является доходы, определенные статьей 163 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 163 НК Украины объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Итак, ставка военного сбора по трудовому договору при неполном рабочем времени составляет 1,5% от общего размера заработной платы, пропорционально отработанному времени или выработке, уменьшенной на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

3. Единый социальный взнос

Ставка единого социального взноса по трудовому договору на неполное рабочее время составляет 22% от заработной платы, при этом сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.

4. Расчеты

При начислении заработной платы за неполное рабочее время по ½ ставки в размере 1 988 грн. единый социальный взнос составляет 3 200 * 22% = 704 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 1 988 * 18% * 1,5% = 388 грн. Размер выплаченного вознаграждения составляет 1 988 — 388 = 1 600 грн. Поэтому налоговая нагрузка составляет 1 092 грн.

Таким образом, налоговый агент по начисленной заработной плате, пропорционально отработанному времени или выработке, должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также оплатить 22% единого социального взноса от размера минимальной заработной платы.

Об ответственности.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 50 Закона Украины «О занятости населения» работодателям запрещается применять труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений, совершать действия, направленные на сокрытие трудовых отношений.

Поэтому если при проверке контролирующими органами будет установлено, что работы, выполняемые по заключенным гражданско-правовым договорам, соответствуют вакантной должности, выполняются регулярно, а исполнитель подчиняется внутреннему трудовому распорядку заказчика, то договор могут признать трудовым, а все выплаты по нему — заработной платой. Такой договор не может быть признан трудовым, если он не будет содержать в себе условий трудового договора, а будут лишь условия гражданского и хозяйственного договоров.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Согласно ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» с 1 января 2017 минимальная заработная плата в месячном размере составляет 3 200 гривен.

Таким образом, за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора и оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, работодателя может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 96 000 грн (3 200 грн × 30 = 96 000 грн) за каждого работника.

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в его проведении по фактическому допуску работника к работе без оформления трудового договора (контракта ), оформлению работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплате и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — в стократном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

Таким образом, за недопуск к проведению проверки наличия фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора и оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, работодателя может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 320 000 грн (3 200 грн × 100 = 320 000 грн).

Согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц-предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Таким образом, за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) должностных лиц предприятия может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере от 8 500 до 17 000 грн.

При исследовании судебной практики установлено, что в настоящее время нет случаев вынесения судебных решений о наложении штрафных санкций и признании в этом случае гражданско-правовых и хозяйственно-правовых договоров трудовыми. Однако есть случаи, когда гражданско-правовой договор признается трудовым в судебном порядке, но такой вопрос инициируется исключительно работниками.

Таким образом, заключение гражданских, хозяйственных договоров и трудовых договоров на неполный рабочий день имеет и негативные последствия, что отображается в применении к работодателю штрафных санкций.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • При заключении трудового договора с физическим лицом работодатель (налоговый агент) с начисленной заработной платы должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также платить 22% единого социального взноса на начисленную заработную плату. При начислении заработной платы в размере 3 975 грн. единый социальный взнос составляет 3 975 * 22% = 875 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 3 975 * 18% * 1,5% = 775 грн. Размер выплаченной заработной платы составляет 3 975 — 775 = 3 200 грн. Налоговая нагрузка составляет 1 650 грн.
  • При заключении гражданско-правового договора с физическим лицом возникают следующие последствия:

— Налоговое давление является одинаковым с заключением трудового договора. Налоговый агент с начисленной заработной платы должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также оплатить 22% единого социального взноса на начисленную заработную плату. При начислении вознаграждения в размере 3 975 грн. единый социальный взнос составляет 3 975 * 22% = 875 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 3 975 * 18% * 1,5% = 775 грн. Размер выплаченного вознаграждения составляет 3 975 — 775 = 3 200 грн. Налоговая нагрузка составляет 1 650 грн.

— Заказчик за выполнение определенной работы или оказание услуги платит вознаграждение, размер которого может быть ниже, чем установленный размер минимальной заработной платы.

— Заказчик освобождается от оплаты временной нетрудоспособности работника; предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; создания надлежащих условий труда; выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц.

  • При заключении хозяйственно-правового договора с физическим лицом-предпринимателем возникают следующие последствия:

— Налоговое давление значительно меньше по сравнению с заключением трудового договора. Оплачивается только один налог — единый налог — вместо двух: налога на доходы физических лиц и военного сбора. При этом уменьшается налоговая нагрузка в качественных показателях: оплачивается только 5% от вознаграждения, а не 19,5% от заработной платы. Также единый социальный взнос устанавливается плательщиком самостоятельно, что может равняться 22% минимального размера заработной платы. При начислении ФЛП вознаграждения в размере 3 975 грн единый налог составляет 3 975 * 5% = 199 грн, единый социальный взнос составляет 3 200 * 22% = 704 грн. налоговая нагрузка составляет 903 грн.

— Заказчик за выполнение определенной работы или оказание услуги платит вознаграждение, размер которого может быть ниже, чем установленный размер минимальной заработной платы.

— Заказчик освобождается от оплаты временной нетрудоспособности работника; предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; создания надлежащих условий труда; выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц.

  • При заключении трудового договора на неполный рабочий день (неделю) возникают следующие последствия:

— Налоговое давление является меньшим по сравнению с заключением трудового договора на полный рабочий день (неделю). Налоговый агент по начисленной заработной плате, которая является пропорциональной отработанному времени или выработке, должен удержать 18% налога на доходы физических лиц, 1,5% военного сбора, а также оплатить 22% единого социального взноса на размер минимальной заработной платы. При начислении заработной платы за неполное рабочее время по ½ ставки в размере 1 988 грн. единый социальный взнос составляет 3 200 * 22% = 704 грн. Налог на доходы физических лиц и военный сбор составляют 1 988 * 18% * 1,5% = 388 грн. Размер выплаченного вознаграждения составляет 1 988 — 388 = 1 600 грн. Поэтому налоговая нагрузка составляет 1 092 грн.

  • При применении этих мер возможна такая ответственность:

— Возможность применения к работодателю штрафных санкций в размере 320 000 грн.